Главная / Методы и система оценки персонала, оценка персонала в организации
Методы и система оценки персонала в организации
Оценка персонала – это ключевой этап формирования эффективной команды компании. Оценка персонала в организации должна проводиться на системной основе в любой организации – при подборе и приеме сотрудников на работу, при возникновении проблем с эффективностью отдельных сотрудников или персонала целого подразделения.
Обучение сотрудников – еще один этап развития компания, когда необходима эффективная система оценки персонала. При этом оценка, проведенная до обучения персонала, поможет принять правильное решение о необходимых программах обучения и составе сотрудников. Различные методы оценки персонала, используемые после прохождения обучения, позволит оценить эффективность обучения и стремление сотрудников к повышению квалификации.
Однако в этом случае легко можно перейти черту, за которой используемые методы оценки персонала начнет негативно восприниматься сотрудниками компании. Чтобы этого избежать, необходимо использовать грамотную систему оценки персонала в организации. Ниже приведено подробное описание системы и методов, применяемых специалистами кадрового центра ПРИОРИТЕТ.
При обучении руководителей и персонала компании в центре ПРИОРИТЕТ используется мультимодальная схема обучения.
Методы оценки персонала
На первом этапе используется обязательная многоэтапная система оценки персонала с использованием различных методов.
Данные методы оценки эффективно применяются для определения уровня развития знаний, навыков и результатов их применения в различных моделях корпоративных компетенций.
Например в Модели корпоративных компетенций РАО «Газпром», ОАО «Ростелеком», Частных холдингов и структур.
С помощью данных методов оценки возможно определить уровень таких компетенции как:
- лидерство
- эффективность
- принятие решений
- управление изменениями
- клиентоориентированность
- командность
- управление персоналом
- управление резуальтатами
- эмоциональная компетентность
- управление рисками
В оценке возможна дифференциация степени выраженности компетенций участников оценки по следующим уровням:
- А – Уровень «наставник»,
- B – Уровень «эксперт»,
- С – Уровень «опыта»,
- D – Уровень «базовый»
- E – Уровень «начальный»,
- F – Уровень «некомпетентности»
Среди применяемых методов оценки персонала:
- тестирование;
- анкетирование;
- оценка персонала в организации по навыковому методу Fi.S.E.Q.Five graduated system for estimating of qualification Дениса НЕЖДАНОВА;
- ассейсмент-тестирование;
- а также технология психофизиологического метода оценки персонала с применением метода вариационной пульсометрии.
На втором этапе по итогам использования системы оценки персонала разрабатывается программы корпоративного обучения сотрудников.
Система оценки персонала
После проведения обучения может быть разработана корпоративная система оценки персонала – комбинация методов оценки персонала, которая будет в дальнейшем применяться в компании в качестве корпоративного стандарта проведения оценки:
- систем оценки навыков продаж;
- навыков установления контакта
- навыков выяснения потребностей и интересов
- навыков презентации
- навыков работы с возражениями
- навыков создания твердых договоренностей и завершения сделки
- систем оценки навыков управления и руководства;
- навыков постановки задач. Целей и делегирования
- навыков планирования и тайм-менеджмента
- навыков организации управления ресурсами и полномочиями
- навыков мотивации, стимулирования, развития инициативы
- навыков котнроля, анализа, оценки и предоставления обратной связи.
- систем оценки навыков переговоров по закупкам;
- навыков постановки целей на переговоры
- навыков выяснения позициий
- навыков торга и влияния
- навыков контраргументации
- навыков ведения переговоров по цене
- навыков закрепления договоренностей
- систем оценки навыков командной работы персонала;
- навыков целеустремленной работы
- навыков принятия коллегиальных (командных решений)
- навыков слушать и слышать
- навыков целостного поведения и взаимодействия в команде (единства замыслов, высказываний и действий)
- навыков оценки личного вклада в командную работу
- систем оценки навыков работы управленческой команды;
- навыков отбора персонала
- навыков проведения отчетно-плановых совещаний
- навыков разработки систем мотивации и оплаты труда
- навыков применения 4-х стилей управления: Силового. Наставнического, Обучающего (Коучинг), Делегирующего
- навыков разработки и принятия оперативных и стратегических решений
- систем оценки психофизиологического благополучия персонала с целью профилактики "человеческого фактора" на областных объектах и производствах (предприятий нефтяной, газовой отраслей, химической, металлургической и обрабатывающей промышленности);
- оценка навыков безрискового мыщления и поведения персонала
- оценка навыков регулирования и снятия стрессовых состояний
- навыков безопасной работы в команде при выполнении работ в условиях повышенного риска
- систем оценки уровня корпоративной культуры и т. д. предприятий всех отраслей деятельности.
На третьем этапе используются методы оценки персонала с точки зрения навыков применения вновь полученных знаний. Данный этап также может проводиться по методу Fi.S.E.Q.Five graduated system for estimating of qualification Дениса НЕЖДАНОВА (свидетельство Российского авторского общества под патронажем Президента РФ №15041 от 03.04.2009). Оценка может производиться как до тренингов так и после тренингов с целью контроля уровня компетнтности персонала на входе и на выходе.
На заключительном этапе применения различных методов оценки персонала составляются профессионально психологические портреты сотрудников, прошедших обучение. Для этого используются результаты использования систем оценки персонала, полученные с применением вышеназванных методов и стандартов корпоративной системы оценки персонала в организации. Отчет по каждому сотруднику дает возможность принятия обоснованных решений при движении персонала в системе субординации, а также повышает эффективность деятельности формируемых на основе отчетов команд, проектных групп и подразделений.